Автоматизация и цифровизация бизнеса

Модели гаджетов сменяются, не успев остаться в памяти, а утренний напиток готовит кофе-машина. Это в быту, а как обстоят дела с автоматизацией в бизнесе?

Мы уже почти перестали писать от руки, нескончаемые модели гаджетов сменяются, не успев остаться в памяти, а утренний напиток готовит кофе-машина. В быту это стало совсем привычным, а как обстоят дела с цифровизацией и автоматизацией в бизнесе?

Во-первых, разберёмся с понятиями. Цифровизация — процесс перехода от обычных аналоговых вещей к таким, которые для обработки, передачи и хранения информации используют цифровое кодирование. Например, смартфон может заменить записную книжку, камеру, магнитофон, аудиоплеер и даже фонарик, при этом он работает как телефон, позволяющий отвечать на звонки и писать электронные письма.

Автоматизация же — это процесс, когда труд человека заменяют работой машин и механизмов. При этом не обязательно человека полностью выключают из цепочки трудовых отношений: можно заменять лишь те действия, которые трудоёмки, занимают много времени или очень однообразны. Ошибочно полагать, что цифровизация и автоматизация синонимы. На самом деле, автоматизация — лишь один из этапов цифровизации.

Не вся автоматизация построена на цифровых технологиях. Например, вендинговый автомат не особо оперирует вычислениями или обработкой данных, но при этом эффективно заменяет работу продавца. А вот продажа в интернет-магазине — это уже пример использования цифровых подходов: задействован интернет, удалённая передача данных, обработка персональных данных клиента, интернет-банкинг и т.д. При этом цифровизация — это один из основных помощников в переводе процессов на автоматические рельсы, так как одна из задач автоматизации — вычленить повторяющиеся действия, построить их техническую или математическую модель и запрограммировать их выполнение механическим или электронным устройством.

Автоматизация в бизнесе

Где место цифровизации и автоматизации в бизнесе? Деятельность любого предприятия — это набор операций. Их можно описать и представить в виде определенной последовательности, составив так называемую BPMN карту бизнес-процесса. Для этого существуют графические программы, специально предназначенные для визуализации процесса. Если процесс представлен наглядно, в нем легче найти участки, которые подлежат автоматизации — однообразные, часто повторяющиеся, стандартизованные действия.

Когда говорят об автоматизации бизнеса, у многих в голове возникает образ конвейера по сборке машин, где роботы конструируют из деталей готовое авто. Однако процесс, который можно автоматизировать, не обязательно лежит в плоскости производства, складской логистики или обработки данных. Автоматизировать можно даже офисную работу.

Возьмём для примера процесс найма сотрудников. Можно вручную выбирать на сайте рекрутингового агентства резюме кандидатов, затем обзванивать их по одному и в результате долго отсеивать ненужных, выбирая ценные кадры. А можно загрузить их электронные почты в CRM или рассылочный сервис и разослать всем одновременно письма с предложением заполнить анкету на сайте компании. После этого всем, кто заполнил определённые графы нужным образом автоматически уходит рассылка с предложением пройти тест. Далее набравшие нужное количество баллов получают очередное задание, а уж тех, кто и с этим справился, приглашают на собеседование. Для выбора уникального специалиста способ вряд ли подойдёт, но те, для кого рекрутинг — непрерывный поток, например, торговые сети или фаст-фуд, где текучесть кадров «зашкаливает», такой бизнес-процесс можно запросто автоматизировать.

Ещё один пример автоматизации бизнеса — составление калькулятора рисков, допустим, бурения скважины. За годы работы накапливается информация по уже разработанным месторождениям, включающая местоположение, глубину залегания, грунт, климатические условия. Если массив накопленных данных достаточно велик, можно оцифровать его, а затем через различные компьютерные программы и ряд формул связать в информационную систему расчёта рисков. В качестве простой модели такое можно сделать даже в Excel, если хорошо разбираться в этом инструменте. Более сложные и точные калькуляторы получаются при использовании средств обработки больших массивов и баз данных.

Имея такой калькулятор, остаётся лишь ввести в него переменные, например, координаты и данные геологоразведки, а в результате получить ответ, стоит ли проводить бурение в конкретной точке, к каким трудностям и неожиданностям надо готовиться при вводе скважины в эксплуатацию и сколько будет стоить строительство инфраструктуры. Теперь на расчёт каждого варианта уходят секунды. А более точную калькуляцию можно делать уже на основании предварительных автоматизированных результатов и уже не для каждого участка, а только для тех, которые отвечают требованиям.

Если автоматизация нужна для вашей компании, заполните заявку на сайте, и мы поможем её настроить.