Виды производственных потерь

Производственные потери

Представим обычную ситуацию — сотрудники работают, каждый, казалось бы, занят делом, однако результата в виде готового продукта не видно. Если это напоминает вам рабочее место, где вы трудитесь — этот материал точно для вас. А уж если вы руководите такими сотрудниками, тогда читать обязательно.

Первая вводная: работу не нужно делать быстрее, ключевое слово – продуктивнее! И стартовая задача на этом пути — обнаружение и минимизация (а лучше ликвидация) потерь.

Впервые понятие «потери» ввёл исполнительный директор компании «Тоёта босёку» Тайити Оно. Именно он установил 7 типов муда – так в японском языке звучит слово потери (очевидно, этот корень лежит в основе русского слова, обозначающего человека с низкой производительностью). Авторское определение этого понятия — любая деятельность, которую не оплачивает заказчик. С этим можно спорить. Например, стоит ли считать потерей работа над улучшениями процессов в компании, которую текущий заказчик не оплачивает?

Чуть позже перечень видов расширили до восьми, но это не умаляет заслуг японского инженера и управленца с китайскими корнями. Итак, переходим к нашим муда.

Перепроизводство

Один из путей для получения высокой прибыли — попытка произвести как можно больше товара. Однако многие производители порой не учитывают, что количество товара, который готовы купить потребители определяется рыночным спросом или же не умеют этот спрос определять и прогнозировать. Как следствие, наступает момент, когда товара на складе становиться слишком, а реализация замедляется. Причин много — сезонность, насыщение, мода, изменение технологий. А результат один — гора ненужного хлама, в который «влупили» кучу денег. И вдобавок он лежит мёртвым грузом, занимая складские площади и продолжая подъедать ресурсы.

Перепроизводство – один из наиболее опасных видов потерь, так как влечёт за собой цепочку других муда. Самое интересное, что устранять его довольно просто. Для этого нужно изучать и прогнозировать спрос, а в основе производства должно лежать чёткое планирование.

Безусловно, не всегда можно предугадать поведение потребителя, поэтому нести определённые убытки из-за изменения спроса считается нормой. Один из рациональных подходов состоит в том, что лёгкий дефицит предпочтительнее излишков. Важно, кроме того, наладить точный, лучше автоматизированный, складской учёт. К последствиям перепроизводства относят преждевременный расход сырья, избыточные запасы и потеря качества.

Транспортировка

Производство, вне зависимости от того, большое оно или маленькое, представляет из себя алгоритм по обработке сырья в продукт. В ходе технологического процесса сырьё нуждается в  перемещении, которое не создаёт ценности, хоть и требует затрат. К тому же возрастает риск повреждения товаров.

Совсем без транспортировки не обойтись, но потери на этом этапе можно минимизировать. Для этого нужно знать причины потерь: нерациональное размещение оборудования, большое расстояние между производственными участками, отдалённость складских помещений и неэффективно организованный производственный поток. Зная и выявляя эти причины, с ними легко бороться. Для этого проводят анализ целесообразности перемещения, создают рациональные маршруты, оптимизируют расположение складов, оборудования и производственных участков.

Ожидание

Любое ожидание —  потери в чистом виде. Хорошее русское слово — простой, когда время идёт, а дело не движется. Главная причина — отсутствие согласованности планирования и процесса производства. Известно, что скорость процесса определяется самым медленным его звеном. Борьба с простоями заключается в поиске «узких» мест в процессах с их последующим дублированием или исключением из цепочки.

Дефекты

Дефект — ситуация, когда изготовленная продукция не соответствует стандарту или требованиям заказчика. Недостаточное качество влечёт за собой очередные затраты ресурсов на переработку или утилизацию брака. Основная причина дефектов — нарушение технологии, отсутствие нужных инструментов, оборудования и материалов, а также низкая квалификация работника.

Для устранения этого вида потерь необходимо начать с диагностики состояния ответственных подразделений. Самый же главный инструмент борьбы — интеграция процедуры управления качеством в производственный процесс.

Запасы

Запасы — замороженные ресурсы (деньги), которые извлекли из оборота, со временем теряющие стоимость. Это одно из следствий перепроизводства, но часто их не считают потерей или ошибкой, создавая сознательно. Благодаря этим «заначкам» удаётся компенсировать скачки потребительского спроса и продолжать производство продукции при перебоях в поставках сырья.

Возникает справедливый вопрос: можно ли обойтись без запасов, если они так часто выручают? Ответ неоднозначен и зависит от точного расчёта: что дешевле — обслуживание запасов или перебои в отгрузках. Решение в очередной раз лежит в плоскости грамотного планирования и поиска узких мест, которые приходится закрывать созданием запасов.

Излишняя обработка

Покупатель готов платить за свойства товаров, которые представляют для него ценность. Если в стоимость изделия закладывать то, что потребителю не нужно, товар или не купят, или же величина прибыли будет меньше. Пример борьбы с этим видом потерь — автомобили с конвейера Форда, которые были исключительно чёрного цвета. Окраска в другие цвета означало излишние расходы, а спрос тогда был не на понты, а на средство передвижения.

Как ясно из этого же примера, здесь есть и обратная сторона — Форд потерял лидерство именно из-за своего убеждения, что у него покупают исключительно самодвижущиеся телеги, а не престиж, моду, комфорт и прочие атрибуты авто, которые выходят на первый план, когда решён вопрос с ценой и доступностью.

Для соблюдения равновесия в управлении этим видом потерь важно иметь производственные стандарты, тщательно изучать критерии потребителя, а также иметь линейку продуктов с разным уровнем доведения до идеала.

Нецелесообразные движения

Похоже на транспортировку, но это не совсем одно и то же. Разницу просто объяснить так: транспортировка нужна, просто за неё не платят. Лишние и нецелесообразные движения — это то, что не нужно вообще. Это суета и хаос. Источник таких потерь — отсутствие организованности, планирования, стандартов работы, а также низкая квалификация персонала. Для предотвращения предлагается использовать систему организации рабочих мест (5S).

Потери творческого (интеллектуального) потенциала

Потеря творческого потенциала работника заключается в отсутствии попытки проявить инициативу. Это происходит по таким причинам, как давление начальства, нехватка времени и средств для реализации идей, напряжённая обстановка в коллективе. Все эти факторы дают работнику ощущение, что он — деталь системы, которую легко заменить.

Вряд ли такой работник способен продемонстрировать лучшие качества. Скорее он будет исполнять свои обязанности формально и пропорционально, а то и меньше того, за что ему платят.

Важно не забывать, что люди склонны к творчеству, решению сложных задач, инициативе и поощрять это. На этом основан подход, используемый в концепции бережливого производства — там все сотрудники вовлечены в процесс улучшений и мнение каждого должно быть использовано для роста, а не подавлено в зародыше.

Потери будут всегда, а создание предприятия со 1005-ной эффективностью — это утопия. Однако стремиться к улучшениям, повышая КПД системы, нужно постоянно. Вот несколько полезных советов.

  • Давайте работникам возможность продемонстрировать и реализовать идеи.
  • Составьте чёткие инструкции, обучайте сотрудников и повышайте их квалификацию для предотвращения нецелесообразных движений и суеты.
  • Тщательно анализируйте критерии ценности потребителя и спрос.
  • Не держите излишков продукции и сырья.
  • Внедрите систему оценки качества в производственный процесс. Слишком накладно контролировать качество только в готовом продукте.
  • Минимизируйте процессы ожидания и транспортировки.

Человек, знающий виды потерь и пути их устранения, обладает хорошей базой для ведения бережливого производства, цель которого состоит в сокращении ненужных расходов для увеличения выгоды. В России направление появилось недавно, но быстро набирает популярность. Бережливое производство – комплекс мероприятий по управлению предприятием, задача которого минимизировать или даже устранить потери. Этого можно достичь через обучение и вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника, а также путём ориентации компании и персонала на потребителя.